Сладкие напитки могут повысить риск рака печени
Любители сладкой газировки и других напитков с добавленным сахаром могут иметь еще одну причину пересмотреть свои пищевые привычки. Новое масштабное международное исследование показало связь между регулярным потреблением таких напитков и повышенным риском развития некоторых видов рака печени.
Ученые проанализировали данные более 1,5 миллионов взрослых, участвовавших в 11 долгосрочных исследованиях. Наблюдение за состоянием здоровья длилось в среднем около 18 лет. Участники регулярно сообщали о своих пищевых привычках, в частности о частоте употребления подслащенных сахаром и искусственно подслащенных напитков.
Результаты показали, что люди, чаще употреблявшие напитки с высоким содержанием сахара, имели более высокий риск развития двух основных форм рака печени — гепатоцеллюлярной карциномы и внутрипеченочной холангиокарциномы.
В то же время подобной связи между потреблением напитков с искусственными подсластителями и риском возникновения рака печени не было выявлено.
Авторы работы отмечают, что исследование не доказывает прямую причинно-следственную связь между сладкими напитками и онкологическими заболеваниями. Однако полученные данные дополняют все большее количество научных доказательств потенциально негативного влияния на здоровье чрезмерного потребления сахара.
Специалисты предполагают, что одним из возможных механизмов может быть развитие ожирения, инсулинорезистентности, неалкогольной болезни печени и хронического воспаления, которые считаются факторами риска онкологических заболеваний этого органа.
Исследование возглавлял Коди Уотлинг из Национального института рака США. Результаты опубликованы в авторитетном медицинском журнале JAMA Network Open.
Ученые отмечают, что для окончательного подтверждения обнаруженной связи требуются дополнительные исследования. В то же время, ограничить употребление напитков с добавленным сахаром лучше уже сейчас.